Дизайн мышления: как создать креативную среду в офисе?
Поляшова Екатерина
Алексей ЗАРОДОВ, партнер архитектурного бюро Syntaxis:
Офис — уже давно не просто помещение для сотрудников компаний, но и место, где рождаются новые идеи. Чтобы достичь успеха в высококонкурентной среде, важно постоянно что-то изобретать, идти на шаг впереди бизнес-оппонентов, быть готовым нестандартно решать различные задачи. В этом контексте креативная атмосфера в коллективе — не пустой звук, а важный инструмент повышения эффективности. А создается она при помощи, в том числе, вдумчивой работы архитекторов.
Многие компании при поиске сотрудников сообщают о дружелюбной творческой атмосфере в офисе. При том, что это все вполне стандартные HR-крючки, отрицать важность наличия креативной среды в коллективе было бы неверно. И хоть особую роль этот фактор играет для компаний, создающих новые продукты в своей нише, творческий элемент вопреки расхожему мифу важен в любой работе.
Аренда или владение площадями — значимая статья расходов компании, особенно если они расположены в статусном бизнес-центре в хорошей локации. Собственник компании всегда стремится минимизировать свои риски и склонен к консервативным рецептам, поэтому создание делового пространства в большей степени связано c традиционными, годами отработанными схемами. Львиную долю проектных решений, которые без проблем согласовываются c заказчиками, составляют самые очевидные и работающие вещи.
Такой подход справедлив по отношению к рабочим зонам, эффективность которых можно рассчитать по простым формулам, но спорен для мест «дизайна мышления», где есть особые правила организации пространства.
Чтобы потом не разочароваться
Что касается зон офиса, не относящихся к классическому open space, то архитекторам часто приходится работать с возражениями формата «для чего это?», «у нас подобное было, никто не пользуется» и т. д. В таких ситуациях главное — найти баланс между желаниями заказчика и соблюдением концепции. Если во всем идти на поводу у заказчика, ломать, искажать и упрощать идеи, то на выходе можно получить продукт, который разочарует всех. Если впасть в другую крайность и нагромождать друг на друга идеи, которые красивы на бумаге, но не слишком эффективны на практике, то можно зря потратить деньги.
Существуют десятки вариантов того, как можно организовать помещения для командной работы, мозговых штурмов, проведения совещаний и т. д, но есть и ряд требований, которым необходимо следовать, чтобы такие зоны функционировали так, как надо.
Зачем вам это нужно?
Первое, что важно предпринять, — составить детальное техническое задание (ТЗ) и узнать у будущих пользователей, как именно, для каких целей и скольких сотрудников будет использоваться креативное пространство. Другой важный вопрос — сколько параллельных сессий может понадобиться, есть ли необходимость для дополнительных совмещенных функций? Без понимания подобных вещей сложно построить востребованное в режиме полного дня и штата пространство. Кроме того, эта информация поможет просчитать, сколько площадей нужно выделить для этих целей и в какой части офиса лучше это сделать. Чаще всего такие зоны в качестве отдельного планировочного элемента могут быть полезны для групп от 12 человек, так как для меньшего числа людей креативную активность можно организовать и в переговорной комнате, а не в отдельной зоне.
При этом важно заранее договориться о том, что ТЗ будет рассматриваться не как жесткий закон, а как гибкое основание к предлагаемым решениям, ведь при разработке подобных пространств творческий элемент не менее важен, чем при их использовании.
Ненавязчивое разделение
Второй момент заключается в том, что место для решения креативных задач связано с коллективной деятельностью и активными обсуждениями, а значит, должно отделяться от других зон офиса, особенно тех, которые требуют возможности приватной работы. Такие локации выделяются стенами, в том числе трансформируемыми, сетью коридоров, навигационными элементами, акустическими экранами с блокировкой до 37 дБ и другими звукоизолирующими интерьерными решениями. Внутри они делятся на зоны с мобильными перегородками либо на отдельные кабинеты для групповых работ. Задача архитектора в данном контексте — сделать такое разделение ненавязчивым, но очевидным, вписать его в общий дизайн-код.
Предметный подход
Мебель в зонах для организации творческой деятельности и мозговых штурмов должна четко отвечать назначенной функции. Например, для некоторых задач необходимы полноценные столы, для других хватает пюпитра к ноутбуку, а нередко и вовсе достаточно кресел-мешков, если сотрудникам не нужно что-то писать. Любые лишние предметы нарушают заданный функционал, сбивают атмосферу. Также любая мебель в таких местах должна быть мобильной и легко трансформироваться. В числе подобных предметов — столы со складными столешницами и возможностью сборки в группы, штабелируемые кресла, стулья. К мебели отчасти можно причислить и переносные перегородки, при помощи которых задаются параметры пространства под разные задачи.
Организация зоны для креатива подразумевает и достаточную обеспеченность средствами записи и отображения информации. Это могут быть как суперсовременные медиа-системы, так и простые флипчарты. При этом дороговизна оборудования не является критерием качества пространства, и для определенной деятельности базовые средства могут оказаться даже эффективнее. Главное — легкий и беспрепятственный доступ для любого сотрудника. Так, фломастеры и губки всегда должны быть под рукой, а мониторы обладать возможностью легкого подключения к ноутбуку или смартфону. Удобный интерфейс управления освещением и затемняющими шторами тоже облегчит пользование.
Еще один банальный, но ключевой аспект — простой доступ к еде и напиткам. Мозговые штурмы являются серьезной нагрузкой на сотрудника, поэтому здорово, когда можно быстро организовать кейтеринг, иметь под рукой свежую воду: все это позволяет поддерживать нужный уровень энергии, снижать стресс, удерживать команду от постоянного рассыпания на перекусы. Нередко такие зоны объединяют с мини-кухнями или кофепойтами в единое функциональное и стилистическое пространство. Если возможности для этого нет, то можно прибегнуть к установке вендинговых аппаратов, внешний вид и декорирование которых может также стать частью дизайн-кода.
Воздастся сторицей
Последний в списке, но не по значению — имиджевый аспект креативных пространств, которые могут и должны стать визитной карточкой офиса, удобной зоной для сотрудников и клиентов. В данном контексте хорошим решением будет размещение таких помещений рядом со входом и рецепцией.
Креативная среда в офисе — это не эфемерность, связанная исключительно с деятельностью художников, дизайнеров и людей подобных профессий. Творческая атмосфера является результатом проведения грамотной планировки, зонирования и интерьерного наполнения помещений. Основная цель этой работы — повышение качества ведения бизнеса, а значит, и его результативности. Эффективная компания зарабатывает больше денег, привлекает лучшие кадры, становится известнее, что в конечном итоге окупает все приложенные усилия, в том числе архитектурные.
Это просто космос!
Когда офис становится предсказанием будущего По просьбе «Стройгазеты» Алексей Зародов привел пример нестандартного офисного пространства, проектированием которого занималось бюро Syntaxis:
«В связи с расширением наш клиент — компания Cloud — переезжает в новое пятиэтажное пространство на Пресне, расположенное в бизнес-центре многофункционального кластера Lucky от Vesper. Перед нами была поставлена задача — создать комфортную среду с гибкой возможностью менеджмента рабочих мест, так как значительная часть сотрудников работает в удаленном режиме, но периодически приезжает в офис. За основу дизайн-кода был взят стиль глассморфизм, активно используемый при разработке цифровых интерфейсов. В IT-сфере данный тренд характеризуется созданием эффекта матового стекла и размытием фона, плавающими объектами, яркими цветовыми акцентами и тонкими границами.
Каждый из пяти этажей офиса и навигация на них отражают одну из перспективных технологий, которые будут определять будущее. Первый этаж — территория-хаб без маркера времени, где расположились основные коммуникационные и общественные зоны здания: ресепшен, столовая, open space, вестибюль и трансформируемый конференц-зал с мобильными перегородками. Второй этаж — «2020» — отражает настоящее время, а дизайн-код сосредоточен на ассоциациях с технологиями блокчейна и 3D-печати. Они отображены в виде минималистичных светящихся арт-объектов, рассредоточенных по пространству. На третьем этаже, получившем название «2030», оборудованы переговорные под названием AI и Space Robots, VR и AR. На четвертом этаже (соответственно, «2040») мы представили в интерьере аллюзии на образы орбитальных солнечных электростанций и космических отелей — то, что скоро может стать частью повседневной жизни. На пятом («2050») этаже появились переговорные под названиями Teleport и Smart Dust, отсылающие к идее перехода к новым способам перемещения материи и информации в пространстве.