С пользой для дела: с 22 по 25 мая в столице пройдет XXIX Международная выставка-форум архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА
Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы
Что будет на выставке и зачем туда идти не только профессионалам, но и жителям города, далеким от архитектурного сообщества, «Стройгазете» рассказал основатель и генеральный директор компании «Экспо-Парк», создатель многих выставочных проектов, среди которых АРХ МОСКВА, Василий БЫЧКОВ.
Василий Владимирович, в этом году АРХ МОСКВА проходит уже в 29-й раз — на следующий год юбилей. Как качественно и количественно изменилась выставка за время своего существования?
Мы начали с выставки архитектуры и дизайна в 1996-м и прошли долгий путь, в течение которого она развивалась и менялась. Сегодня мы по-прежнему международная выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. С прошлого года мы прибавили еще слово — «форум» и стали «выставкой-форумом», потому что у нас огромная деловая и образовательная программа, еле-еле умещающаяся на восьми площадках в течение этих четырех дней. Четверть века назад, в первые годы проведения АРХ МОСКВЫ, в выставке активно участвовали архитекторы и архитектурные бюро, вносившие, как и другие участники, свой посильный вклад в бюджет всего проекта. Со временем многие из них стали очень знамениты, начали много строить и в Москве, и не только — и их участие в выставке заметно снизилось: АРХ МОСКВА перестала быть для них очевидным инструментом продвижения.
Мы по-прежнему представляли этих персон, но уже в разделе «АРХ Каталог», и сами спонсировали их участие, потому что нам было очень важно их присутствие на выставке, важно было показать их достижения.
Сейчас происходит ренессанс присутствия на выставке архитектурных бюро со своими экспозициями. Буквально в последние два-три года это особенно заметно. В 2024-м году произошел качественный и количественный сдвиг в этом отношении: в списке участников — бюро APEX, ASADOV_, ATRIUM, Megabudka, Sergey Skuratov architects, СПИЧ, «Цимайло Ляшенко и Партнеры» и другие. Всего около 80-85 архитекторов, архитектурных бюро участвуют в выставке в разных форматах. Я объясняю это в том числе бумом в «событийной индустрии». И наши выставки не исключение. В последние два года мы бьем все рекорды по числу участников и посетителей.
Мы сегодня в долгосрочном тренде интереса к офлайн-мероприятиям, связанным с поиском новых взаимосвязей — кто-то уехал, кто-то прекратил свое существование, на их место приходят другие. Происходит поворот на глобальный юг, восток. А выставки — это один из самых эффективных инструментов поиска этих связей.
Можно ли говорить о том, что выставка — это место встречи архитектора и заказчика?
Я не исключаю возможности таких встреч. Может быть, это не самый эффективный инструмент получения заказов, но почему нет? Конечно, АРХ МОСКВА — по классификатору «промышленная выставка», инструмент продвижения товаров и услуг в области архитектуры. Но это все же не единственная ее функция. На этой площадке решаются и определенные имиджевые задачи. Может быть, конкретно здесь, на этой выставке, ты не получил заказ, но ты о себе заявил, ты на виду, тебя узнают еще больше.
И еще очень важно, что это наш совместный труд с участниками по продвижению значимости профессии, значимости фигуры архитектора в обществе. На АРХ МОСКВУ приходят государственные люди, девелоперы, разработчики различных материалов и технологий, которые что-то специально готовят для этой выставки, предлагают какие-то эксклюзивные материалы именно для архитекторов.
Тема АРХ МОСКВЫ этого года — «ПОЛЬЗА». Как она звучит в экспозиции и программе?
В отличие от картины на стене, которую можно снять или вообще не вешать, архитектура стоит вечно или почти вечно. И на этой красоте или некрасоте воспитываются наши дети и внуки. Я считаю, что архитектор — одна из важнейших фигур строительного комплекса, если не важнейшая. Кто-то из строителей, может быть, и хотел бы обойтись без архитекторов, сэкономить, но что бы мы имели при таком подходе?
Если говорить о пользе выставки, то, как я уже сказал, это площадка по продвижению — и в первую очередь, качественного контента, качественных товаров и услуг. Понятно, что мы не можем, например, провести экспертизу качества кирпича, который у нас представлен в разделе «Материалы и технологии». Но что касается творческой составляющей, мы стараемся показывать только качественную архитектуру и хорошие идеи. У нас серьезный отбор, для чего мы привлекаем экспертное сообщество, принимающее участие в формировании контента. Мы ориентируемся на мнение архитекторов и кураторов. В результате АРХ МОСКВА — это камертон, по которому определяется уровень качества во всем архитектурном процессе.
Каждые два года выбирается «Архитектор года». Его выбирают участники раздела «Мастера» (ведущие архитектурные бюро и проектные мастерские Москвы и других городов России) тайным голосованием, не называя себя. Это тоже определенный камертон — и для профессионального сообщества, и для заказчиков, и для посетителей.
Это очень важно. Мы делаем выставку не для узкопрофессионального сообщества — мы делаем ее для самой широкой публики. И в этом тоже польза: люди учатся смотреть и видеть архитектуру не только на улице, но и в виде проектов, фотографий, чертежей, макетов. За все годы работы АРХ МОСКВЫ к хорошей архитектуре прикоснулись около полутора миллионов посетителей.
Есть ли какие-то нововведения в этом году? Как будет устроена экспозиция?
Вдоль центральной линии, которую мы назвали «Генеральная линия архитектуры», расположатся все основные проекты. Начнется она с раздела «Контекст’24» — международного обзора, куратором которого выступила главный редактор журнала «Проект Россия» Юлия Шишалова. Раньше у нас было расширенное международное участие, сейчас по понятным причинам — довольно сдержанное. Тем не менее, международный контекст очень важен для архитекторов. В этом году будет представлена архитектура 9 стран БРИКС.
За «Контекстом» — стенд Москомархитектуры, куратор — главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В этом году экспозиция Москомархитектуры посвящена одному из важнейших вкладов столицы в развитие страны — строительству университетских кампусов.
Дальше идет «поколенческая» линия, в начале которой представлено восемь архитектурных школ, не только московских. Кураторы — Владимир Кузьмин и Влад Савинкин.
Следующий раздел — NEXT, молодые архитектурные бюро. Куратор — Пабло Джонаттан Пухно Бермео (Pablo Jonattan Pukhno Bermeo).
По центру наше новое изобретение — архитектурно-девелоперский клуб, где присутствуют известные девелоперы — Брусника, «Галс-Девелопмент», архитектурные бюро Sergey Skuratov architects, «Цимайло Ляшенко и Партнеры», Форум «Движение».
В важнейшем разделе «Мастера» будут представлены 28 ведущих архитектурных бюро.
В еще одном новом разделе — «Легенды» — четыре легендарных архитектора-философа: Юрий Аввакумов, Владислав Кирпичев, Тотан Кузембаев и Илья Уткин. Дальше раздел «Москва: Значимо XXI». Это уже третья серия этого проекта, который курируют Илья Мукосей и Юлия Бычкова. В нем собраны здания, построенные в XXI веке, определяющие архитектурный облик Москвы и Московской области, причем не только со знаком плюс, но и со знаком минус.
За ним раздел «Тезисы», где шесть бюро показывают свои разработки, раскрывая тему пользы. Они сами выбирают тезисы, их визуализируют в виде архитектурных инсталляций. Дальше большая инсталляция Александра Пономарева и Алексея Козыря «О пользе красоты». Затем «Свет в городе» (куратор — Иван Федянин) и экспозиция «Природа в городе» (куратор — Виктория Гавалиди).
Пространственно центральную линию формируют два гигантских по выставочным меркам 130-метровых баннера — проект «Искусство в городе», в рамках которого наши известные художники стрит-арта Миша Most, Алексей Лука и Алексей СЕ специально для АРХ МОСКВЫ сделают муралы, а фотограф Рустам Шагиморданов представит впечатляющую панораму московских городских фактур.
Завершается эта линия традиционной экспозицией «Архиграфика. Собирать архитектуру», которую делает Екатерина Шалина, и экспозицией Музея архитектуры «Красота полезного», куратор — директор МУАР Наталья Шашкова. По этой центральной линии обязательно нужно пройтись, конечно, углубляясь еще и вправо-влево.
У вас в этом году новый куратор проекта — NEXT. Как развивается молодежная часть? И для чего это нужно молодым бюро?
Наш молодежный проект появился примерно в середине десятых годов как раз на фоне оттока архитекторов и архитектурных бюро. Анализируя эту проблему, мы поняли, что разным категориям архитекторов от выставки нужно разное. Есть студенты, есть выпускники, есть молодые бюро, которые еще только-только образовались и пока ничего не построили или построили мало, есть кандидаты в высшую лигу, есть мастера. И мы стали придумывать для каждого из этих поколенческих пулов свои разделы на АРХ МОСКВЕ. Поделив мысленно архитектурное сообщество на страты, мы решили отделить корифеев от молодежи. Появился раздел NEXT. Каждый год мы приглашаем куратора, который отбирает молодые бюро, задает им тему. Это может быть либо тема всей выставки, либо какие-то акценты. На выставке молодые бюро представляют свои проекты в виде небольших инсталляций и защищают их перед мастерами, в число которых входит, например, главный архитектор Москвы. В этом году мы пригласили в жюри главных зодчих из других городов, девелоперов и, конечно, выдающихся мастеров архитектуры, которые выберут лучшее молодое бюро по сумме факторов.
Для чего это нужно молодым специалистам? Во-первых, это звание «Лучшего молодого бюро года». Во-вторых, в следующем году мы им даем бесплатно место на АРХ МОСКВЕ для самопрезентации. А самое главное — это нужно им для роста, это такой трамплин. Я могу вспомнить, наверное, около десятка архитекторов, которые сейчас участвуют в разделе «Мастера», а когда-то они были финалистами в разделе NEXT. В этом году, кстати, победитель конкурса получит от наших партнеров премию в 500 тыс. рублей.
Можете ли вы за эти годы выделить выставки, которые с вашей точки зрения были самыми удачными?
Вспоминаются многие, но самыми удачными я считаю последние, которые проходили в Гостином Дворе. Эта площадка задала новый высокий уровень. Все проекты, которые прошли здесь, для меня самые лучшие.