Просвет наступит в феврале: в Никола-Ленивце начали готовиться к Масленице
Традиционно арт-объект к Масленице собирается из вторсырья. Нынешний, высотой 19 метров, будет возводиться по принципу мазанки и состоять из сена, сухих веток, предметов быта (дверей, досок, ящиков) и другого строительного мусора, собранного в округе. Четыре стены, которые вырастут в Никола-Ленивце, сложены из самых «прочных материалов» — пережитков прошлого, проблем и обид. Они мешают не только идти вперед, но даже видеть, что там, за ними. Огонь поможет сломать эти стены: когда они прогорят насквозь, мы увидим просвет. При этом до сожжения каждый посетитель сможет заглянуть внутрь замкнутого пространства-колодца и полежать на сене, рассматривая небо.
«Четвертая стена» — понятие из мира кино, театра, литературы и живописи. Это символическая незримая грань между вымыслом и реальностью, миром искусства и повседневностью. Сломать четвертую стену — значит неожиданно разрушить границу между зрителем и произведением, заставить аудиторию рефлексировать.
«Никола-Ленивец имеет особое значение для каждого архитектора, и мы не исключение. Стать частью этого места — очень круто, — отмечает архитектор «NOYD короткийметр» Игорь Апарин. — Мы сделали главный упор на процесс сжигания — загадка «стены» сохранится до самого конца. Одно известно точно — вы увидите разрушение границ, как внешних, так и внутренних. Все мы в какой-то момент упираемся в «стену», остается только надежда на долгожданный просвет».
Примечательно, что в этот раз все желающие могут стать соавторами перформанса, оставив свое анонимное послание и заполнив форму на сайте проекта. Организаторы обещают полную конфиденциальность: письма будут распечатаны, собраны в специальную капсулу и помещены в самое сердце огня; они сгорят первыми, давая место просвету.
Справочно:
Арт-объекты в Никола-Ленивце сжигают с 2001 года, именно тогда появилась главная идея — обуздать неподатливый огонь и сделать его соавтором каждого произведения. Специально для праздника несколько месяцев собирают произведение искусства, которому суждено исчезнуть всего за пару часов. Именно так, по мнению организаторов, и должно выглядеть настоящее искусство: оно не хранится в музее под стеклом, а появляется ненадолго. В разное время здесь жгли «Медиабашню», «Байконур», «Градирню», «Жар-птицу», «Пирамиду», «Бастилию» и «Вавилонскую башню».