Шехтель на Немчинова: в Москве открылась выставка, посвященная «гению русского модерна»
Екатерина Потылицына
Галерея «Парк» на улице Немчинова, 12 начала весну с выставки «Федор Шехтель: сказка о трех сестрах». Рассказать об одном из самых известных российских архитекторов рубежа XIX-XX веков Федоре Осиповиче Шехтеле (1859-1926) у галереи было несколько приятных и веских поводов. Первый из которых — сотрудничество с Центральной научно-технической библиотекой по строительству и архитектуре ФБУ «РосСтройКонтроль», которая находится неподалеку. Уникальные фонды библиотеки (коллекция книг архитектора, оригинальные эскизы с личными подписями) и стали основой экспозиции.
Второй повод не менее веский — судьба Шехтеля удивительным образом связана с нынешним Тимирязевским районом столицы. Последний месяц своей жизни архитектор провел на даче в Петровско-Разумовском. Он был автором проекта церкви Святителя Николая у Соломенной сторожки, которая сегодня располагается на Ивановской улице. Планшет с фотографией оригинальной церкви можно увидеть на выставке — в советское время церковь была снесена, а в 1997 году восстановлена на новом месте по эскизам разностороннего архитектора.
Он также строил частные особняки, театры, вокзалы, банки, гостиницы и даже бани. В Москве его самыми известными работами являются кинотеатр «Художественный», особняки Рябушинского и Дерожинской на Малой Никитской и в Кропоткинском переулке, торговый дом Аршинова в Старопанском переулке. На выставке можно увидеть и уникальную коллекцию из десяти планшетов с эскизами личного особняка Шехтеля на Большой Садовой улице: проект, который так и не был осуществлен.
Посетителей также ждет видеолекция о жизни и творчестве Федора Осиповича, интерактивный стол, где можно ознакомиться с книгами из домашней библиотеки архитектора с его личным экслибрисом, а также с изданиями, посвященными «гению русского модерна».
Название экспозиции про трех сестер тоже придумано не просто так, а отсылает к одноименной лекции Федора Шехтеля, прочитанной им в 1919 году в архитектурном отделе Первых свободных государственных художественных мастерских, в которой он проводит параллель между архитектурой, живописью и скульптурой. Его волновала прежде всего проблема взаимосвязи конструкции и формы, функции здания и архитектурной композиции. И созданные им проекты подтверждают — все три составляющие и являются основой хорошей архитектуры, которая радует взгляд и будоражит воображение уже больше века.
Выставка будет работать до 14 мая.