Образование и пространство: где находится «сердце» современного учебного здания?
Сергей Александрович, какие сегодня существуют основные требования к проектированию и строительству образовательных объектов?
Для школ и детских садов применяется множество нормативов: это своды правил (СП) 118.13330 для общественных зданий и сооружений, СП 251.1325800 для зданий общеобразовательных организаций, СП 252.1325800 для зданий дошкольных образовательных организаций. Еще нельзя забывать о целом ряде требований противопожарной защиты. Также необходимо всегда учитывать локальные территориальные нормативы, варьирующиеся в разных регионах: в Москве, например, они довольно сильно отличаются от общероссийских стандартов. Все эти документы имеют различную степень актуальности: какие-то из них строго обязательные, какие-то рекомендованные.
Требуют ли эти нормативы обновления? Если да, то в чем именно?
Пожалуй, самыми актуальными в данный момент можно назвать СП 251.1325800 и СП 252.1325800, они были созданы специально для объединения под одной обложкой требований к школам и детским садам. Но, конечно, они ориентированы прежде всего на учреждения классического типа. Сегодня образовательные объекты строятся в основном уже по новым проектам: широко используют мобильные перегородки, трансформирующие пространство, сближают пожарный проезд и т. д. Во многих сдающихся сейчас образовательных объектах, особенно в школах, есть специальные технические условия (СТУ). И в этом плане некоторые нормативы или их отдельные блоки безнадежно устарели. По сути, все современные архитектурные решения уже давно надо включить в состав нормативов.
Решения, которые несколько лет назад являлись прорывом или могли поставить проектировщиков и застройщиков в тупик, сейчас становятся чем-то привычным: например, центральный атриум в школе, разделение объекта на кампусы, медиатеки и так далее. Эти решения используются уже довольно часто, так что назрела необходимость внести в нормативную базу изменения, позволяющие беспрепятственно их реализовывать. Это намного ускорит и упростит процессы.
Отличаются ли требования к муниципальным и частным образовательным объектам?
С нормативной точки зрения муниципальные и частные школы и сады абсолютно равны. Разница тут кроется в другом: коммерческие образовательные учреждения всегда хотят сделать свой проект интереснее, а это часто приводит к разработке отдельных СТУ. К государственным лицензированным объектам применяются стандартные нормативы, которых, как правило, достаточно. Поэтому сами проекты здесь, скорее, соответствуют классическому формату. Хотя от региона к региону ситуация меняется. Так, например, департамент образования Москвы, являясь создателем и популяризатором лучших практик, предъявляет довольно высокие требования, которые зачастую также влекут за собой подготовку СТУ. Например, атриум для школ не входит в стандартные нормативы, но присутствует в требованиях столичного департамента. Есть и другие моменты. А что касается частных проектов, они всегда уникальны и несут на себе отпечаток визионера, который явился инициатором их создания.
Как соблюсти баланс постройки современного учебного здания и финансовых затрат?
Я считаю, что хороший образовательный проект должен быть эффективным по трем направлениям — эстетики, функциональности и экономической составляющей. Для последней это в первую очередь баланс технико-экономических показателей (ТЭП), на которые мы как проектное бюро можем напрямую влиять: они являются сферой нашей прямой компетенции.
Образовательный объект должен быть оптимален с точки зрения внутренней структуры: необходимо, чтобы все пространства были функциональны, задействованы и максимально эффективно участвовали в образовательном процессе.
Немаловажным фактором является то, что объект образования — это затратная статья расходов как для государства, так и для застройщиков (мы как бюро работаем прежде всего с коммерческими застройщиками). В случае с частным девелопером затраты в конечном итоге отражаются на стоимости квадратного метра жилья, поэтому для объектов образования так важно найти самые оптимальные решения и использовать по максимуму все площади. В этом и заключается компетентность архитектурного бюро, проектирующего эти объекты.
Один из ключевых показателей ТЭП — количество квадратных метров на ребенка. Когда процессы оптимизированы, внутри нет лишних площадей, все используется эффективно, итоговый результат получается хорошим. Мы стараемся работать с этим показателем как с одним из ключевых по объекту. Помимо ТЭП на экономическую составляющую влияет много нюансов, например, фасадные решения, благоустройство, внутреннее оснащение и интерьеры.
Можете ли привести конкретные примеры?
Возьмем два детских сада в Новой Москве с одинаковой вместимостью 220 мест — в жилых комплексах (ЖК) «Испанские кварталы» и «Скандинавия». В первом проекте с помощью подбора оптимальных решений удалось реализовать ТЭП в расчете 11,7 «квадрата» на ребенка. Это очень хороший показатель. А в ЖК «Скандинавия» были использованы интересные фасадные решения с яркими принтами, цветовыми акцентами на входной зоне и оконных проемах в стиле брендбука общей жилой застройки. А при благоустройстве территории применяли сложную геопластику в условиях большого перепада высот. Таким образом, получились интересный внешний вид, яркая картинка, при этом удалось выдержать баланс стоимости. Проект оценили, он выиграл конкурс «Лучший реализованный проект в области строительства». Победитель был определен по результатам выбора экспертного жюри, открытого голосования на портале «Активный гражданин» и на выставке проектов.
Как новые подходы в обучении меняют архитектуру образовательных объектов?
Современная методика образования формирует архитектуру школ и детских садов. Рождается запрос на многофункциональное пространство, которое можно использовать для различных образовательных сценариев. Так, происходит отказ от коридоров, которые несут на себе исключительно соединительную функцию: коридоры становятся частью рекреации или зоны для различных активностей, вовлекаются в общественную жизнь учреждения. Важно и наличие «сердца» здания — атриума, таким образом школа начинает выполнять функцию уже не только образовательного учреждения, а центра всего сообщества.
Какие школы сейчас в основном строятся и проектируются?
Процесс идет довольно активно: по официальным данным, только в 2022 году в России было построено свыше 250 школ. В частности, в Москве было сдано в эксплуатацию 56 школ и детских садов, в планах на 2023-2025 годы строительство еще 63 объектов образования. Всего в соответствии с поручением главы государства к 2024 году в стране должны быть построены 1 300 школ.
В целом по России сейчас строятся довольно простые школы, но даже среди них мало типовых проектов. Дело в том, что именно в этой сфере, работая над типовым проектом, очень скоро понимаешь, что он уже не типовой. Наше бюро имеет серьезный опыт: в портфолио компании 20 детских садов, 8 школ и 7 образовательных комплексов, а сейчас идет работа над 15 новыми объектами. И всегда мы понимаем, что любой проект уникален. Это словно пазл с одинаковыми фигурками, но он всегда собирается под конкретного застройщика, определенный участок, уникальные образовательные функции.
Влияет ли архитектура школы на ее выбор родителями?
Безусловно, эстетика здания, функциональные и планировочные решения, генплан и т. д. — все это оказывает воздействие на их выбор. Ведь из этого формируется удобство в использовании объекта, насколько детям нравится или не нравится находиться в школе или детском саду, комфортно ли им там. Более того, архитектура напрямую влияет на безопасность. Конечно, в районе, где наблюдается дефицит образовательных объектов, архитектура может уйти на второй план. Ну а если выбор есть, то архитектурные решения остаются в приоритете у родителей.
Сергей ОСТРОУХ, сооснователь и генеральный директор архитектурного бюро ИМАГО:
«Для образовательных объектов очень важно найти самые оптимальные планировочные решения, чтобы максимально использовать все площади»