От гужевой повозки до электробуса: музей московского транспорта «пропишется» в гараже Мельникова
До 2015 года в гараже Мельникова находился 4-й автобусный парк Мосгортранса. Сегодня здание реставрируется и приспосабливается под экспозиционное пространство. Проектом занимаются архитектурное бюро «Проект Меганом» и архитектурно-реставрационная мастерская «Фаросъ». А поскольку гараж — объект культурного наследия регионального значения, за всей работой внимательно следят представители Департамента культурного наследия Москвы.
Как рассказала «Стройгазете» главный архитектор Музея транспорта Москвы Наталья Воронцова, в соответствии с проектными решениями и согласованной с реставраторами технологией обновят 54 фермы (они уже демонтированы, ведутся работы по их обследованию, очистке, вычинке и окрашиванию), после чего их вернут в проектное положение. Также по архивным материалам будет восстановлен исторический облик вертикальных витражей на торцевых фасадах и наклонного ленточного остекления на кровле. Для этого типовые стеклоблоки, установленные в 60-70-е годы прошлого века, зам е н я т на светопрозрачные конструкции, какими их задумывал Константин Мельников.
За время своего существования гараж успел «обрасти» пристройками — мастерскими и подсобными помещениями, в стенах закладывались и открывались новые окна. Была изменена конструкция кровли, частично закрывшая фермы. Проект реставрации предполагает снос поздних строений и возвращение зданию первоначального облика, в том числе кирпичных фасадов. «Сейчас строители закладывают поздние проемы, воссоздают по обмерным чертежам верхние ряды кирпичной кладки и карнизы, страдавшие от постоянного намокания», — уточнил «СГ» сооснователь и руководитель архбюро «Проект Меганом» Юрий Григорян.
Что касается будущего экспозиционного пространства, то его основная часть будет полностью посвящена становлению и развитию наземной транспортной системы города. Здесь представят 52 экспоната — автобусы, трамваи, троллейбусы, электробус, городскую спецтехнику, грузовые и легковые автомобили, гужевые повозки. Все это дополнят коллекцией артефактов и инсталляциями, раскрывающими технологический, урбанистический и исторический контекст такого транспорта.
В рамках реставрации для музея будет построен подземный этаж, что позволит разместить вторую, более масштабную, метрополитеновскую часть экспозиции, а также все сервисные и технические помещения, оставляя сам памятник нетронутым. Посетителям предоставится возможность изучить историю столичной подземки, исследовать вагоны не только внутри, но и снаружи из специально организованного приямка
Константин МЕЛЬНИКОВ (1890-1974), советский архитектор:
«В строительстве гаражей мой авторитет вырос в монопольный захват по проектированию. Я еще не успел достроить Бахметьевский манеж для автобусов и проверить действие в натуре своей системы, как Московское коммунальное хозяйство предложило мне еще сделать проект гаража для грузовых машин»