• Виктор

Москва в объективе: лучшие архитектурные фотографы зафиксировали изменения, произошедшие со столицей за последние 10 лет


Андрей Никеричев/ АГН «Москва»

В Анфиладе Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева открылась фотовыставка «Москва. Реальное», героями которой стали здания — наши современники, построенные в городе с 2012 года. Впервые за долгое время профильные музейщики обратились не к архитектуре прошлого, а подвели итоги последнего десятилетия и даже заглянули в будущее. Идея проекта принадлежит главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову.

Совместно с Москомархитектурой и столичным правительством организаторы выбрали из множества уже ставших легендарными зданий 33 объекта — именно они и представлены на выставке в монохромных фотографиях, цветных рендерах и объемных макетах.

Экспозиция дает возможность увидеть современные тенденции в архитектуре и взглянуть на привычный облик города под другим углом — через объективы камер 14 лучших архитектурных фотографов страны: Сергея Пономарева, Алексея Народицкого, Ольги Отченашевой, Дмитрия Чебаненко, Рустама Шагиморданова, Юрия Пальмина, Михаила Розанова, Ильи Иванова, Влада Феоктистова, Даниила Анненкова, Дмитрия Чистопрудова, Вадима Щербакова, Дмитрия Яговкина и Константина Антипина.

За архитектуру «Москва. Реальное» отвечало бюро Planet9. Работы фотохудожников, представленные в крупных форматах (от одного метра), интегрированы в дизайн выставки, который, с одной стороны, отображает устремление архитектуры к максимальной визуальной выразительности, а с другой — служит наилучшим фоном для смелых архитектурных и фотографических экспериментов. Примечательно, что более половины шедевров выставки ранее широкой публике не показывались.

«Москва — локомотив, за которым поедет вся страна, поэтому в столице должны реализовываться самые инновационные проекты, — считает директор музея, куратор выставки Елизавета Лихачева. — Сегодня в городе происходит очень важный процесс: мы видим, что архитектура становится важнее строительства, на первый план выходит архитектор, значительно возрастает его персональная ответственность за проект. Уходят безликие застройки: девелоперы пришли к пониманию, что имя архитектора является частью маркетинговой стратегии проекта. На выставке мы рассказываем о современной архитектуре с помощью фотографии. По сути, рассказываем об архитектуре как искусстве с помощью искусства. Ожидаю, что выставка окажется популярной, ведь фотография — это современная живопись».

По словам Сергея Кузнецова, в столице сейчас формируется новый культурный слой, совершенно новая архитектура, но она растворяется в огромном мегаполисе. «Выставка «Москва. Реальное» — это квинтэссенция происходящего в городе, — подчеркнул он. — Главная наша цель — сделать и работу архитекторов заметной. Авторы должны получить признание, и это признание будет в дальнейшем их мотивировать к созданию концептуальных проектов, современного культурного слоя».

Организаторы выставки показали не просто объекты, а здания в контексте, в ткани города, искали и находили отсылки к московской философии градостроительства прошлого. Например, в новом бизнес-центре (БЦ) «Аквамарин» прорезана внутриквартальная улица, типичная для дореволюционных московских офисных зданий. Одно из зданий БЦ со спаренными колоннами отсылает к советскому авангарду.

Героем выставки стало и столичное метро: новые станции метрополитена — пример архитектуры высочайшего качества как с точки зрения визуальных решений, так и технологических. И это тоже принципы, взятые из прошлого, когда метро выполняло не просто транспортную функцию, но и создавалось как «подземный дворец». Сегодня «дворцовая роскошь» прошлого трансформировалась в современные пространства, удивляющие своего зрителя и пользователя. Транспортная и эстетическая функции вновь спорят, кто из них главнее. Особое внимание фотографов привлекла станция «Мневники»: она облицована архитектурным бетоном, окрашенным в черный и красный цвета, что является крайне необычным для московского метро, и даже поводом съездить туда после выставки, чтобы убедиться, что все именно так.

На экспозиции представлены не только новые объекты, но и проекты реставрации. Например, «Дом Наркомфина», построенный в первой половине прошлого столетия, занял почетное место на выставке благодаря превосходной работе реставраторов, вернувших дому прежний вид, сохранив при этом его жилую функцию, а также наполнив новейшими системами, необходимыми для комфортной жизни.

Один из проектов будущего — Бадаевский, который будет построен на месте Бадаевского пивзавода на набережной Тараса Шевченко. Исторические кирпичные фасады будут переплетаться с современным воздушным зданием. Работать выставка «Москва. Реальное» будет до 4 сентября.

Зельфира ТРЕГУЛОВА, директор Третьяковской галереи:

«Когда оказываешься не перед планшетами, а перед удивительными фотографиями, где иногда сложно понять — это построенное здание или это проект, ты понимаешь, что Москва сегодня — это город выдающейся современной архитектуры. Вселяет надежду то, что город с его многочисленными историческими напластованиями и наслоениями имеет особенный, устремленный в будущее вектор движения»

Сергей КУЗНЕЦОВ, главный архитектор Москвы:

«Москва. Реальное» — проект, который одинаково важен как для самой столицы и москвичей, так и для профессионалов отрасли»

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest