• Виктор

Дворцы нового тысячелетия: станции БКЛ, которые, по мнению «СГ», нужно обязательно посетить


АГН Москва

В начале марта в Москве произошло историческое событие — открылась Большая кольцевая линия (БКЛ) метрополитена с 31 станцией и тремя электродепо. Ее строительство продолжалось 12 лет, зато теперь 70-километровая БКЛ на 13 км обогнала прежнего чемпиона среди подземок — вторую кольцевую линию пекинского метро.

Проект интересен не только рекордными цифрами, но и своими архитектурными решениями. Без преувеличения можно сказать, что БКЛ унаследовала традиции создания «подземных дворцов». Однако новое время потребовало новых подходов, поэтому станции получили современные решения как по дизайну, так и по отделочным материалам.

Для создания архитектурных решений ряда станций БКЛ было проведено три открытых международных архитектурных конкурсах. В ходе первого был определен облик станций западного участка — «Мневники» и «Терехово»; предметом второго конкурса стали станции на северо-восточном участке — «Марьина Роща», «Рижская» «Сокольники»; третье архсоревнование было посвящено двум станциям восточного участка — «Нагатинскому Затону» и «Кленовому бульвару».

Остальные станции БКЛ были реализованы вне конкурсных программ, но с соблюдением основных принципов: в конструктиве возводить их по типовым проектам, что сокращает стоимость строительства, но чтобы внешний вид каждой при этом был индивидуален. И все они в результате заслуживают внимания, но за один раз 31 станцию ведь не покажешь, поэтому «Стройгазета» отобрала три — самые-самые.

«Савеловская» (открыта 30.12.2018), самое интересное — увидеть, из чего сделано метро

Для метростроителей станция оказалась непростой: находится на глубине более 65 метров. Проектировщиками изначально рассматривались технологии, предполагающие односводчатую конструкцию: по их мнению, это позволило бы построить «Савеловскую» не за 36 месяцев, а за 24. Однако в конечном итоге выбор был сделан в пользу горнопроходческого способа (два тоннеля для движения поездов и один для платформенной части).

Авторы станции — группа архитекторов под руководством Николая Шумакова. Кстати, он же — автор «Савеловской» Серпуховско-Тимирязевской линии, открытой еще в 1988 году. Новая станция решена в стиле loft: ее стены частично отделаны тюбингами, изначально являющимися каркасом станции. Больше такое решение нигде не встречается. На полу — гранит, пилоны и стены украшает сибирский камень.

«Нагатинский Затон» (открыта 01.03.2023), самое интересное — искать «секретики»

Архитектурный облик станции создан архитектурным бюро za bor architects. Ее оформление включает мозаичные изображения 12 видов речной фауны, обитающих в реках московского региона, на стенах можно найти карася, бычка, ротана, голавля, щуку, уклейку, налима, окуня, судака, плотву, головастика и леща. Все панно сделаны в мозаичной технике из натурального камня и смальты.

Вестибюль «Нагатинского Затона» украшают миниатюрные изображения рыб, выполненные с помощью фрезеровки по мрамору, заполненные краской. Не обошлось и без художественных шалостей: мозаичисты включили в «рыбные полотна» различные предметы от монеток до комсомольского значка — ждать прибытия поезда точно будет не скучно.

«Терехово» (открыта 07.12.2021), самое интересное — инновации

При проектировании станции была применена технология информационного моделирования, что позволило не только устранить около 10 тыс. коллизий еще до этапа строительства, но и повысить точность расходования ресурсов и значительно сократить сроки реализации проекта.

Архитектурная концепция «Терехова» была определена в результате открытого международного конкурса, победителем которого стала компания Buromoscow. Станция оформлена в светло-серых и белых тонах; простые формы, минимум деталей, большое количество света — основа дизайнерского решения. Так, на белом реечном потолке разместились большие светодиодные люстры в форме колец.

Центром композиции был выбран «Человек»: станцию украсили силуэты людей, которые нанесли на колонны с помощью технологии цифровой печати по бетону. Пол выложен гранитом. Для отделки «Терехова» впервые использовались панели из особого материала — стеклофибробетона; было изготовлено более 8 тыс. панелей общей площадью 10 тыс. кв. метров весом от 60 до 100 кг каждая.

Александр СТАРИКОВ, партнер архитектурного бюро Syntaxis:

«Очень правильным, амбициозным и одновременно взвешенным было решение строить новые станции с участием современных архитекторов, в том числе молодых. И надо признать: за счет свежих идей станции получились выразительными. Уверен, что они позволят Московскому метро по праву оставаться в статусе красивейшего в мире еще долго»

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest