Архитектура all inclusive: картонный город и архитектурный бар встретили участников XXVIII Международной выставки-форума архитектуры и дизайна «АРХ Москва»
Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы
В целом в рамках «АРХ Москвы» прошли десятки круглых столов, конференций, презентаций и дискуссий разного формата, порядка 350 экспертов обсудили на них перспективы развития городов и жизни горожан, рассказали об инновациях в сфере проектирования и строительства.
За четыре дня выставку-форум посетили свыше 30 тыс. гостей — архитекторов, девелоперов, дизайнеров, представителей строительного бизнеса, государственных структур, ведущих профильных вузов и СМИ.
Международный статус «АРХ Москвы» подтвердили гости из Белоруссии, Ирана, Таджикистана, Турции, Узбекистана, но обращает на себя внимание тот факт, что в этом году широкое участие в сессиях приняли представители российских регионов: свои делегации прислали республики Дагестан, Крым, Татарстан, Чечня, Краснодарский край, Свердловская, Тюменская, Челябинская области и многие другие. «В Москве с архитектурой как минимум все в порядке, но наш труд необходим и другим городам страны. Я надеюсь, что архитекторы столицы услышат меня и приложат усилия, чтобы поднять и их уровень», — заявил на открытии выставки-форума президент Союза архитекторов России Николай Шумаков.
Особое внимание всех гостей XXVIII Международной выставки-форума архитектуры и дизайна «АРХ Москва» привлекла созданная Москомархитектурой экспозиция, представившая яркую и привлекательную модель абстрактного города из картонных конструкций. Стенд Москомархитектуры под названием «Я — Москва!» апеллирует к сущности мегаполиса как пространства для возможностей различного порядка: развития и самореализации, физического и духовного роста, здорового и благополучного существования. Внутри стенда, напоминающего квартал, разместились амфитеатр, небольшая «площадь» с игровым столом-лабиринтом и активностями для детей. Как пояснила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская, экспозиция комитета посвящена столице, ее градостроительным решениям и современному архитектурному облику города, в частности — социальным объектам. «С помощью этих объектов мы стремимся установить высокую нормативную планку и предложить наглядный образец современного мегаполиса, отвечающего потребностям горожан в комфортной и безопасной городской среде с развитой социальной инфраструктурой», — отметила она.
Одной из наиболее интересных и дискуссионных тем деловой программы «АРХ Москвы» стало обсуждение принципов развития современных мегаполисов и работы архитектора в условиях плотной застройки. Среди ключевых принципов современного градостроительства девелоперы и проектировщики назвали полицентричность, формирование идейного наполнения локации, технологичность, следование концепции «15-минутного города», а также конверсию средств жителей. «На наших глазах формируются новые принципы градостроительной деятельности, рассматривающие индустрию развлечений, рекреацию, науку, образование и технологии как факторы потенциального успеха городов. Чтобы проект стал успешным, необходимо в деталях продумать все, касающееся будущих жителей, уже на самой ранней стадии проектирования», — считает генеральный директор градостроительного бюро MASTER’S Plan Юлия Зубарик. С ней согласна и руководитель Института Генплана города Татьяна Гук. При этом она выразила уверенность, что будущее архитектуры и проектирования — в индивидуальном подходе. «Мы прорабатываем множество сценариев взаимодействия человека со средой. Даже если проект разрабатывается для миллионов людей одновременно, каждый должен чувствовать, что позаботились и о нем: «Вот здесь для меня сделали велопарковку, а вот здесь — USB-зарядку», — пояснила эксперт.
В целом, по мнению участников дискуссии, полицентричный и комплексный подход может обезопасить город от любых внешних и внутренних колебаний, сделать его устойчивым, способствовать развитию человеческого капитала как главного ресурса, приходящего на смену промышленным видам деятельности.
Подтверждением этих принципов стало объявление на «АРХ Москве» о создании «Ассоциации девелоперов «Южного порта», в которую вошли Level Group, FORMA, Aеон Девелопмент в партнерстве с «Ферро-Строй» и ГК «КОРТРОС». Напомним, эта промзона раскинулась на 644 гектарах ЮВАО, занимая 35% территории района Печатники, и в ней запланировано строительство 7,5 млн кв. метров различной недвижимости. Предполагается, что успешная реализация проекта редевелопмента «Южного порта» позволит создать, как минимум, новый субцентр в противовес юго-западному и северо-западному направлениям; а потенциально — появится новое мега-ядро развития города, сопоставимое по своей роли с такими масштабными проектами в центре, как «Москва-Сити».
Продолжением дискуссии о комплексности и полицентричности стало заседание круглого стола, посвященное развитию так называемых «третьих мест», то есть центров притяжения горожан помимо дома и работы. Сегодня такими площадками становятся парки, культурные и спортивные комплексы, библиотеки, музеи, различные креативные кластеры. По мнению участников разговора, для раскрытия их потенциала необходимо наладить взаимодействие с сообществами, определить социальную роль пространств в районе и городе, разработать социокультурную концепцию и найти гибкие инструменты управления. Поэтому для поиска актуальных архитектурных решений задачей проектировщиков в современных условиях становится понимание трендов в развитии «третьих мест» и интересов сообществ.
Предсказуемо большое внимание эксперты уделили транспортному проектированию, которому были посвящены несколько круглых столов и рабочих сессий. На одной из них поднимались вопросы развития архитектурного проектирования среды передвижения — транспортно-пересадочных узлов и вокзалов; было отмечено, что такие современные транспортные объекты сегодня выполняют не только свои прямые функции, но и сопутствующие — благодаря размещению в них апартаментов, гостиниц, офисных и торговых центров, что, конечно, накладывает отпечаток на их архитектуру.
В ряду прочих важных и интересных событий в рамках выставки-форума особое внимание привлекла дискуссия об архитектуре метро. Как отметил заместитель начальника управления архитектурного совета Москомархитектуры Сергей Глубокин, проектирование Большой кольцевой линии метро, запущенной весной этого года в столице, стало драйвером развития архитектурной мысли: «Действительно, возникли новые идеи, приемы, накопился уникальный опыт для дальнейшего развития столичной подземки. Например, в плане использования материалов в архитектурной отделке выявлены предпочтения и четкие ограничения».
Очередное подтверждение на «АРХ Москве2023» получила идея о том, что одним из слагаемых успеха при проектировании метро стало проведение конкурсов на определение дизайна и облика станций. Как заверил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, в столице намерены продолжить эту практику. «Проводить подобные конкурсы непросто ввиду сложного совмещения с реализацией, технологиями строительства, подбором подрядчиков и работой с инженерами. Сейчас мы утрясаем сроки и порядок проведения», — сообщил он.
Кстати:
Одной из наиболее запоминающихся и популярных «фишек» среди посетителей выставки-форума стал так называемый АрхБар, организованный известным градостроительным бюро MASTER’S Plan. Здесь, например, в игровой форме в обмен на информацию о достоинствах и недостатках своего района можно было получить освежающий коктейль, а кроме того, архитекторов интересовали пожелания участников относительно городской среды, активностей и сервисов в городе.