Архитектура, покоряющая мир: «СГ» собрала знаковые проекты российских зодчих за рубежом
archdaily.com
Архитектура — это не просто здания вокруг нас. Это искусство, наука и практика создания пространственной среды. Это личный взгляд архитектора на окружающий контекст, необходимый функционал объектов и жизнь, которую люди будут там вести — работать, отдыхать.
В России принято гордиться зданиями, построенными именитыми иностранными зодчими. Идеи мэтров изучают, перенимают. Их творения становятся доминантами, точками притяжения. Примерно так же относятся и к работам российских архитекторов за рубежом. Наши архкоманды — частые победители различных международных конкурсов. Да, не все их проекты пока воплощены, но такое мировое признание само по себе говорит о высшем качестве русской архитектурной школы.
Накануне профессионального праздника «Стройгазета» отобрала как уже реализованные отечественными зодчими объекты, ставшие знаковыми точками на всемирной архитектурной карте, так и ряд проектов, только готовящихся взять на себя эту роль.
Азербайджан
Проект ресторанного комплекса «Шемаха», разработанный москвичами из MAD Architects, будет расположен на высоте 800 м над уровнем моря рядом с городом Шемахы — древней столицей Азербайджана. В основе архитектурной концепции — аллюзия на силуэт «Девичьей башни» в Баку и других знаковых сооружений такого формата по всему миру. Образ объекта — нестандартное и футуристическое переосмысление типологии башни, основанное на лаконичных геометрических формах. Структурная оболочка комплекса на 200 посадочных мест со сценой и вращающейся площадкой призвана придать визуальную невесомость всей конструкции. В целом здание будет состоять из четырех надземных этажей и одного подземного.
Германия
Музей архитектурного рисунка в Берлине, построенный в 2013 году по проекту московского архитектурного бюро Speech, предназначен для размещения и экспозиции коллекций Фонда Сергея Чобана, основанного в 2009 году с целью популяризации искусства архитектурного рисунка. Под музей городские власти выделили небольшой участок, прежде занятый одноэтажным зданием заводского гаража. Этот проект, над которым, к слову, работал Сергей Кузнецов, ставший в 2012-м главным архитектором Москвы, демонстрирует характерную для Speech декоративную трактовку фасадов, «проникающую» и в интерьер (проект включает в себя выполненные в одном духе детали — вплоть до дверной ручки и перил лестницы). На бетонную поверхность стен нанесены абстрактные мотивы, а также детали эскиза театральной декорации итальянца Пьетро Гонзаго (Pietro Gonzago). Именно с этой работы, приобретенной Сергеем Чобаном в 2001-м, и началась его коллекция
Казахстан
Архитектура Дворца творчества школьников в Астане, спроектированного петербургской «Студией 44», рассчитана на двойное прочтение. С одной стороны, в ней заметны аллюзии на супрематизм, с другой, есть целый ряд параллелей с местной культурной и домостроительной традицией, о чем говорит девиз проекта: «Хан-шанырак. Кров для творчества юных». Шаныраком называется венчающая казахскую юрту круглая деревянная конструкция с центральным отверстием над очагом. В проекте «Студии-44» этот ключевой элемент национального жилища включили в своеобразную супрематическую композицию, где древний шанырак предстает в виде цилиндра (диаметром 156 м и высотой 8) с отверстиями и зенитными фонарями, через которые в центральное атриумное пространство попадает свет. Внутри диска расположена «клубная часть» дворца, а плоская эксплуатируемая кровля здания с травяным покрытием трактуется как прогулочная и видовая площадка, симуляция степных просторов посреди многоэтажной городской застройки. Общая площадь комплекса — около 40 тыс. кв. м. Объект функционирует с конца 2011 года.
США
Авторы строящегося сейчас в Нью-Йорке на Пятой авеню супертонкого жилого небоскреба — столичные зодчие, работающие в мастерской «Меганом». Это будет первое в США высотное (307 м) здание, созданное российскими архитекторами. Каждый этаж этого «тучереза» будет иметь около 230 «квадратов» жилой площади со свободной планировкой. В квартирах не будет лишних стен и перегородок — за счет единственного в объекте монолитного «хребта», в котором разместятся лифты и все инженерные коммуникации. Восточную сторону небоскреба покроют алюминием и расположат на ней большие круглые окна, а северные и южные стены будут полностью прозрачными. На крыше здания построят смотровую площадку.