• Виктор

О людях и эпохе: нестандартный взгляд на историю возведения московского Сити


Фото предоставлено Александром Гусевым

У каждого архитектурно и технологически интересного и знакового объекта всегда есть своя занимательная история. Есть она и у «Москвы-Сити» — масштабного градостроительного проекта, которому уже больше 30 лет. Органично вписавшийся в городскую ткань столицы район небоскребов до сих пор вызывает неоднозначные оценки, однако же уверенно стал неотъемлемой частью пейзажа мегаполиса. О том, как постепенно формировалась концепция этого современного делового центра, трансформировались и воплощались архитектурные идеи, «Стройгазете» рассказал главный редактор Информационного агентства «Строительство» Александр ГУСЕВ, собравший уникальные факты, сотни эксклюзивных фотографий, проведший десятки интервью с людьми, причастными к реализации этого проекта, и подготовивший на их основании фундаментальный труд, публикация которого ожидается в скором времени.


Александр Михайлович, первые замыслы по созданию «Москвы-Сити» были озвучены в далеком 1991 году. Инициатором проекта тогда выступил архитектор Борис Тхор. Какую основную идею он в этом видел?

У Бориса Ивановича была цель — построить в Москве на территории бывшей промышленной зоны, что возле Экспоцентра, Центр международной деятельности, в том числе и финансовой, равный другим мировым аналогам. Конечно, его проект отличался от того, что сейчас реализовано. Как говорил мне идейный вдохновитель Сити со стороны московских властей Иосиф Орджоникидзе, изначально некоторые представители власти предполагали, что здесь будут банки с большими хранилищами для денег, не понимая, что деньги будут виртуальными, а в этих башнях должны сидеть финансисты, инвесторы, руководители крупных корпораций. Сегодня так и есть — в «Москве-Сити» снимают офисы компании, которые у всех на слуху, теперь это престижное место.

То есть идея была хорошая, и воплощение ее удалось?

Да! Хотя и не без недостатков, конечно. Когда столичное правительство в середине 90-х годов прошлого века анонсировало свои конкретные планы, инвесторов, желавших взяться за этот проект, не было, тем более иностранных. Крупный канадский предприниматель в области девелопмента Альберт Райхман (Albert Reichmann) выкупил часть площадок, но так и не рискнул начать стройку. Первыми рискнули турецкие инвесторы — и это было примером для других. Так что реальное воплощение проекта в жизнь началось уже в XXI веке.

Результаты сразу понравились девелоперам и архитекторам, которые стали активно в этот процесс включаться. Так, Сергей Чобан реализует здесь уже третий проект. Иностранные архитекторы тоже участвовали в проекте, Эрик ван Эгераат (Erick van Egeraat), например. Проект понравился столичному правительству, москвичам и крупному бизнесу.

С течением времени менялась концепция, она пересматривалась то в пользу инвесторов, то в пользу города. Во-первых, изменилась транспортная инфраструктура; вначале хотели сделать международный транспортный хаб, откуда можно уехать в аэропорт, на вокзал и так далее, но затем отказались. Во-вторых, когда собственники будущих небоскребов покупали площадки, они, естественно, вносили изменения, причем значительные, исходя из своих финансовых возможностей: что-то улучшали, а что-то упрощали, делали скромнее или выше.

Так у московского Сити появились и свои особенности. По сравнению, например, с парижским Дефансом, в котором плотность застройки значительно меньше московской.

Итак, проект идет, а как обстоят дела с его летописью?

Она нами написана. Почему нами? Я предложил поучаствовать в подготовке некоторых материалов для книги Ирине Хоменко, бывшему сотруднику музея «Москва-Сити», которая сразу согласилась мне помочь. А если говорить про самое начало идеи, то благословил меня на это бывший главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Когда в 2018 году я брал у него интервью, где речь шла в том числе и о Сити, я сказал, что несправедливо, когда читаешь о Сити только воспоминания архитекторов. Ни строителей, ни конструкторов, ни инженеров, ни проектировщиков, ни сотен других специальностей в этой истории нет, о них ни слова не говорят. Причем в том, что пишется от имени якобы архитекторов, столько ошибок, давайте подготовим что-нибудь вместе. Он сказал: «Отличная идея. Дай мне время, у меня дома большой архив». Тогда мы договорились, что с его первого интервью и начнем. Он согласился, но долго тянул, а когда был готов, и я отправил ему 20 или 30 вопросов, он заболел, и через месяц его не стало.

По стечению обстоятельств на его похоронах был Юрий Лужков, меня представили ему как человека, собиравшего материалы о Сити. Он мне сказал тогда: «Я вот сейчас в Германию съезжу, мне нужно там одно дело сделать. Когда вернусь, я буду рад вам все рассказать». Но в Германии он на операционном столе умер. После этого меня не покидала мысль, что еще немного лет, и мы никогда не узнаем, с чего и как начинался Сити.

Выручили меня Владимир Травуш, Геннадий Сирота и Иосиф Орджоникидзе. Они мне выдавали номера телефонов участников проекта первой волны, потому что основная сложность была выйти на людей, которые раньше принимали участие в этом проекте, и объяснить им, что от них нужно. Но по мере накопления материалов, фамилий тех, кто давал мне интервью, новые участники проекта с большим желанием соглашались со мной встретиться и поговорить, несмотря на то, что они колоссально заняты, работают в крупных компаниях, научно-исследовательских институтах. Вот таким образом и собрался материал. Более 70 человек рассказывают об этом проекте, о людях, об эпохе.

Сам проект состоит из двух томов. В первом речь об общих фрагментах, как идея формировалась с 1960-х годов. Вдова Бориса Тхора, которая для встречи со мной прилетала из Франции, рассказала, как Борис Иванович приехал в Америку в составе делегации Хрущева и сумел пообщаться с архитекторами, проектировавшими небоскребы, под видом иностранца, желавшего купить небоскреб. О том, как к этому проекту относился Лужков, вспоминают его помощники, мнением о Кузьмине поделились его коллеги и близкие. Рассказывают о Сити и бывший главный архитектор Москвы Леонид Вавакин и Андрей Бочкарёв, Петр Аксёнов и Рафик Загрутдинов, Владимир Ресин и другие.

Второй том посвящен уже каждой строительной площадке, которая имеет свой номер, приводится ее история, что на ней планировалось и что в итоге построено. Туда вошел проект и СберСити: история его рождения как две капли воды напоминает историю строительства некоторых проектов в «Москве-Сити». Причем практически никто не знал, что на месте СберСити иностранные девелоперы хотели построить крупный торговый объект, но Лужков не разрешил. Материал получился очень объемным: во всех интервью только около 400 исторических отсылок. Это помогает лучше раскрыть то, о чем говорит участник проекта.

Почти академический труд, а как с иллюстративным рядом?

Первый том — это 384 страницы, второй — 368 страниц, и суммарно в двух книгах более 1000 фотографий, причем разных: как тех, что я нашел в архивах фотохроники, так и тех, которые мне дали из личных архивов с разрешением использовать, но только в книге. По этой причине я не могу вам разрешить публиковать фото из книги. Мы с моей помощницей Ольгой Эвоян провели мониторинг зарубежной литературы, чтобы выяснить, какие вообще существуют издания о строительстве небоскребов. И нигде в мире не издавали книги в формате интервью-мемуаров о строительстве таких проектов, так что наше издание в этом смысле уникальное.

Надеюсь, что оно будет интересно не только профессионалам, строителям, застройщикам, архитекторам, но и тем, кто интересуется историей Москвы и ее строительства, поскольку в материалах много исторических отсылок к тому, какой столица была в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Конечно, я и сам жил тогда в городе, но когда посмотрел эти фотографии, вспомнил то время и был сильно удивлен: что было — и как стало. Исторический формат книги по теме архитектуры и строительства в виде мемуаров-интервью настолько уникален, что Союз писателей России заинтересовался книгой, и председатель правления Союза Николай Иванов будет на презентации.

Когда мы увидим двухтомник?

Департаментом строительства Москвы принято решение поддержать издание, за что мы с Ириной Хоменко очень благодарны руководителю ведомства Рафику Загрутдинову. Книгу планируется представить 15 февраля 2024 года на международной презентации в ее честь, ведь в два тома вошли воспоминания десятков участников стройки Сити из России, Сербии, Грузии, Голландии, Турции, Германии и США. Надеюсь, что большинство их них станет участниками мероприятия.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest