Вписать ювелирно: как архитекторам приходится соответствовать процессам обновления жилфонда
Архитектурная мастерская Кашириных
Игорь КАШИРИН, глава архитектурной мастерской Кашириных:
Столичная программа реновации действительно очень масштабная и рассчитана на долгий срок. Для ее успешной реализации необходимо было изначально выработать или усовершенствовать правила городской застройки. Нам повезло принять участие в программе практически с самого ее старта, на разных стадиях и в различных проектах.
Так, совместно с Институтом Генплана Москвы и градостроительным бюро Master’s plan мы занимались районом Черемушки (кварталы 32, 33, 34), в наши задачи входила разработка объемных решений застройки, определение ее облика. И это было очень важным моментом — ведь в проекте планировке территории (ППТ) утверждались и фиксировались не просто какие-то абстрактные цифры, но и высотность каждой из секций, их расположение. Если честно, очень переживали, что же из этого получится: одно дело на бумаге (экране) рисовать квадратиками новые районы, а другое — разработать отдельные здания и дойти до стройки.
«Проверкой на крепкость» нашего ППТ стал жилой дом по улице Красных Зорь (так называемый Книжный дом). Нам пришлось ювелирно вписывать квартирографию именно в те объемы, которые нам задали. Перед тем, как проект отправляется в экспертизу проектной документации, его рассматривает специальная комиссия на предмет соответствия ППТ, и я самолично наблюдал, как непросто приходится проектировщикам, которые не вписались в объем (в большинстве случаев просто отправят на переделку). То есть это очень позитивный момент, получается, что при таком подходе мы получим складную картину в масштабе улицы, квартала, а не просто ряд понатыканных вразнобой «пластин».
Следующий вопрос — это внешний вид зданий, их облик. Для его решения столичный комитет по архитектуре и градостроительству (Москомархитектура) провел конкурс «Облик реновации», в котором нам тоже удалось поучаствовать и даже победить. На этом этапе мы решали, как должна выглядеть застройка, что из себя представляет отдельный дом и как из отдельных домов складывается общая история в масштабах квартала, улицы. В итоге на всю застройку по реновации (кроме тех стартовых домов, которые на тот момент уже были спроектированы) были получены авторские решения для каждого района. И теперь самое интересное: дома по полученному дизайн-коду будут проектироваться в основном сторонними организациями, которые в конкурсе участие не принимали. То есть людям предстоит вникнуть в те идеи, которые ты заложил, и воплотить их. Для упрощения процесса проектирования и сохранения первоначальных идей Москомархитектура попросила конкурсантов провести авторское сопровождение своих проектов. И здесь уже начинаются сложности: во-первых, далеко не каждой проектной организации есть дело до хорошей архитектуры. Во-вторых, люди часто просто видят очередной административный барьер. И наконец, в-третьих, у нас каждый второй — яркая творческая индивидуальность, которая не может работать в жестких рамках дизайн-кода.
Резюмируя все сказанное, у современных проектировщиков нет «чувства локтя» — понимания, что город — это не просто набор отдельных домиков, а единая история, где каждому предстоит написать всего пару строчек и нести за них ответственность. Мы рассмотрели уже три эскиза, и, надо сказать, каждый раз результат «чужого» творчества был разный. Где-то люди скрупулезно подходили к изучению материалов дизайн-кода, и нам практически не приходилось вносить корректировок (но при этом подход «я художник, я так вижу» все равно давал о себе знать). Порой процесс сопровождения просто чудовищно сложный — напоминает «тяни-толкай»: побороть нежелание сделать хорошо крайне затруднительно. Тем более, что у всех свое представление, что такое хорошо, кому-то и П-44 — за глаза. Очень непросто абстрагироваться от того, что это не твой проект и что его делает другая команда, которой ты не можешь «приделать свою голову». Но, тем не менее, каждый раз мы добивались результата, который нас так или иначе устраивал.
Надо сказать, интрига, что же в итоге получится, все еще сохраняется, и на данном этапе многое зависит от терпения и упорства Москомархитектуры и авторов дизайн-кода.