Как изменился подход к архитектуре станций метро
С 2011 по 2022 год в Москве открыли 109 станций метро — включая станции Московского центрального кольца (МЦК), в 2023 году открыли уже девять станций Большой кольцевой линии. Среди них станция «Марьина роща» — одна из самых глубоких в Москве, расположенная на глубине 72 метра. Архитекторы проекта — бюро AI Architects. Партнер бюро Иван Колманок рассказал «Стройгазете» об изменениях в подходах к архитектуре станций метро, гуманизации и диалоге с прошлым.
Музей под землей
История архитектуры станций метро — отражение меняющихся тенденций и приоритетов. Когда в конце XIX века были построены первые системы метро, основное внимание уделялось созданию функциональных пространств, способных эффективно перемещать большое количество людей по городу. В результате ранние станции метро, например, в Лондоне, Париже, Будапеште часто были темными и тесными. Однако по мере того, как системы метро расширились и стали неотъемлемой частью жизни города, архитектура станций преобразилась.
Все изменил Гектор Гимар, работавший над архитектурой парижского метро. Парижские станции проектировались в стиле модерн. Появлялись примеры и в других городах. Например, станция City Hall в Нью-Йорке, открытая в 1904 году, поражала световым люком, который освещал станцию. При этом нью-йоркское метро в целом практически не украшалось.
Метро в музей превратили в СССР. Станции, самыми известными авторами которых стали Алексей Душкин и Иван Фомин, поражают помпезностью, украшены мрамором, сусальным золотом, замысловатыми мозаиками и огромными люстрами. Каждая станция имеет свой уникальный дизайн. Метро в Советском Союзе стало идеологическим элементом, демонстрирующим величие государства иностранцам и гражданам советской страны.
Период утилитаризма
Проектирование станций метро — сложный и ответственный процесс, требующий высокой квалификации специалистов и тщательного анализа многих факторов. Каждая станция должна учитывать особенности местности, городской инфраструктуры и обеспечивать комфорт и безопасность для пассажиров.
В середине XX века в архитектуре станций метро произошел сдвиг в сторону простоты и функциональности. Характерный пример — станции лондонского метро, построенные архитектором Чарльзом Холденом, или токийское метро, поражающее минимализмом и утилитарным дизайном. В Советском Союзе тоже пришли к таким идеям, но, скорее, это было связано с периодом застоя, когда архитекторы не могли рассчитывать на что-то особенное. Тогда появились станции «Профсоюзная», «Коньково», «Беляево» и пр.
Особняком стоят станции метро в Стокгольме, где утилитаризм и функциональность граничит с искусством. Один из примеров — станция метро «Кунгстрэдгорден» в центре Стокгольма, популярная среди туристов. Архитекторы вдохновлялись местными особенностями: на станции использованы традиционные материалы. Внутри она украшена скульптурами и живописью известных художников. Аналогично, но в других стилистиках, сделаны еще несколько десятков станций этого города.
Метро для людей
Хотя функциональность всегда останется главной задачей метро, архитекторы проектируют пространства, которые не только эффективны, но и визуально привлекательны. Станции метро — важнейший компонент городского дизайна. Каждая станция должна быть безопасной и удобной для навигации, отражать уникальный характер города и района. Архитекторы и дизайнеры используют свет, цвет и технологии, чтобы превратить метро в гостеприимную и гуманную среду. Станции рассматриваются как неотъемлемая часть городской идентичности.
Например, работая над архитектурой станции метро «Марьина Роща» БКЛ бюро AI Architects вдохновлялось контекстом места. Станция расположена на улице Шереметьевской, которая связана со знаменитой дворянской фамилией. Дизайн станции отсылает к интерьерам дворянских усадеб с фарфором и изразцами — отсюда и округлые формы пилонов наземного вестибюля и эффектные колонны, несущие своды станции. Колонны обтекаемы, их будто обволакивает людской поток. А еще такая форма напоминает изделия из фарфора, отсылая к дворянскому прошлому места. Одновременно мы находились в диалоге с архитектором Душкиным, чтобы станция продолжала лучшие достижения архитектуры метростроения. Своды «Марьиной Рощи» — отсылка к помпезным сталинским станциям метро. В то же время используются простые формы.
Станция метро — это чуть ли не единственное общественное пространство, где не может быть окон. Работая над проектом, архитекторы много думали про искусственное освещение, чтобы сделать его комфортным и пассажирам, и машинистам. Источники света спрятаны, что позволило сделать на станции лаунж-освещение. Именно поэтому на станции преобладают светлые тона, чтобы добиться оптимальной освещенности.