Архитектура вне границ: Преодоление пространства в градостроении и импортозамещение стали главными темами «АРХ МОСКВЫ 2022»
Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы
Вопреки опасениям, связанным с внешнеэкономическими ограничениями, в работе выставки приняли участие более 200 компаний из разных стран. В рамках деловой программы эксперты, представители власти, девелоперы и урбанисты обсудили актуальные проблемы и тенденции современного градостроительства, вопросы управления городами, перспективы применения различных материалов в дизайне и оформлении зданий, будущее технологий, а также возможности уникальных решений в архитектуре. Отметим, что свой вклад в работу выставки внесла и «Стройгазета», проведя для специалистов круглый стол под названием «Девелопмент новой действительности: что меняется в подходах к созданию объектов и выводе их на рынок» .
Однако доминирующим знаком «АРХ МОСКВЫ 2022» стали мосты, причем как в прямом, так и в переносном смысле. Они не только выполняют функцию переправы с одного берега реки на другой, но и служат символом единения людей, маркерами территории. Столичные власти на протяжении нескольких лет реализуют проект развития Москвы-реки, уделяя особое внимание как благоустройству набережных, так и созданию поперечных внутригородских связей.
На прошедшей «АРХ МОСКВЕ» было представлено восемь новых мостов, призванных не только выполнять транспортную функцию, но и служить архитектурной доминантой, точкой притяжения и маркером места. Созвучной главной теме выставки оказалась и центральная экспозиция, подготовленная столичным комитетом по архитектуре и градостроительству (Москомархитектурой).
«На стенде запланированы интересные мероприятия, и сама инсталляция очень эффектная, — заявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Арочные конструкции символизируют объединение берегов, переплетаются, словно части живого организма, чтобы показать, что город — это растущая, развивающаяся структура и что строительство мостов дает городу новые направления для развития».
Арки выполнены из картона разных фактур, что обеспечивает дополнительную глубину и тактильность инсталляции. Конструкции частично опираются на подиум, частично подвешены к каркасу на потолке, а система светоотражателей создает на полу эффект бликов, как будто посетитель «проплывает» под мостом. Также на стенде можно изучить карту Москвы с планируемыми к строительству мостами.
Широкий отклик у участников выставки нашли темы и вопросы круглого стола по проблемам КРТ. По мнению властей, эта концепция застройки и полицентричность развития должны стать главным принципом роста российских городов и столицы в частности.
«Москва — активно и постоянно развивающийся мегаполис, а значит, в городе перманентно не хватает всех объектов. Осваиваются новые территории, как следствие, возникает потребность в новой социальной и транспортной инфраструктуре, в дополнительных объектах. Именно поэтому так важно следование принципам комплексности и полицентризма», — заметил Сергей Кузнецов.
В свою очередь, председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская отметила, что городские территории должны развиваться по принципу all inclusive: «Например, проекты развития бывших промышленных площадок должны включать в себя жилую, социальную, производственную, общественную и коммерческую застройку. Фактически, на месте бывших фабрик и заводов должны появляться не очередные спальные районы, а принципиально новая, качественная и комфортная городская среда».
Ярким примером такой работы можно считать мегапроект «Новой Москвы», о чем говорили участники отдельной конференции. «За прошедшие десять лет с момента вхождения в состав столицы в новых округах построено более 20 млн квадратных метров жилья, — напомнил глава Департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин. — Хочу заметить, что мы придерживаемся политики комплексного освоения территорий: чем больше появляется нового жилья, тем больше объектов социальной инфраструктуры строится». Такой стратегии развития власти намерены следовать и в будущем.
Следует особо подчеркнуть, что выставка «АРХ МОСКВА 2022» помимо прочего стала площадкой анонса новых проектов присоединенных территорий. Так, руководитель направления разработки продукта ГК «А101» Павел Брызгалов представил проект строительства музея ретроавтомобилей в спортивно-событийном кластере «Прокшино». «Архитекторами проекта стали специалисты бюро BlankArchitects, которое разработало также арх-посадочную концепцию всего кластера, — отметил представитель «А101». — В настоящее время проектирование музея полностью завершено, документация проходит экспертизу и все положенные согласования. На строительную площадку мы планируем выйти в III квартале».
Отдельный интерес в профессиональной среде вызвали вопросы использования приемов искусства и его присутствия в архитектуре. Сегодня каждый девелопер ищет способы индивидуализировать свой проект, сделать его узнаваемым, ярким, добавить ценностей и смысла; и искусство, по мнению застройщиков, — один из способов сделать это. Так, например, как отметили участники диалога, в современных жилых комплексах уместно гармоничное использование арт-объектов, граффити, скульптур, сложных фасадов, уникальных малых архитектурных форм, концепций ландшафта, благоустройства и многое другое.
В современных условиях особую актуальность приобретает тема импортозамещения. Не обошли вниманием ее и участники «АРХ МОСКВЫ», представив различные материалы и технологии, способные заменить привычные европейские и американские продукты. В рамках деловой программы прошло несколько круглых столов и конференций с участием представителей российских промышленных предприятий, в своих выступлениях отметивших высокий потенциал отечественной индустрии, признавая при этом необходимость его интенсификации. Поддерживая и развивая идеи взаимодействия и сотрудничества с зарубежными коллегами, столичные архитекторы заверили, что, несмотря на санкции, эти тенденции продолжатся.
Не менее яркими и интересными получились экспозиционная, фестивальная и творческая программы выставки. Надо заметить, на этом форуме были представлены экспозиции архитектурных школ десяти отечественных вузов, студенты которых, например, продемонстрировали свое понимание термина «устойчивость» с помощью конкретных предложений и художественных концептов. Большой популярностью у посетителей пользовались также экспозиции молодых архитектурных бюро, некоторые работы которых так понравились гостям, что после «АРХ МОСКВЫ» часть экспонатов продолжит жизнь на новом месте. Например, красный инструмент «Talk Cloud» от А61 Architects станет частью пространства «Гоголь-центра», а работа из сена «Тюк» команды Architects переедет в Музей архитектуры имени А. В. Щусева. К слову, представители последнего презентовали на выставке свой специальный проект «Будущее в прошлом», посвященный творчеству мастера неоклассического направления архитектора Ивана Фомина.
Андрей БОЧКАРЕВ, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
«Выставка «АРХ МОСКВА» из года в год продолжает служить ориентиром для профессионалов и любителей архитектуры и по праву остается значимым событием с широкой географией, в котором принимают участие представители органов власти, архитектурных студий, профильных учебных заведении, девелоперов и производителей стройматериалов»